Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 17.02.2019, 11:13

Детская районная библиотека Колпино

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 139
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страничка библиографа

«Мы» и «они»:

рекомендательный список литературы

 

 «Я такая же, как все, разве что мне в жизни повезло чуть больше. Мне дано испытание не для каждого: пройти через него с достоинством могут лишь единицы… Надеюсь, я в числе этих „единиц”».

                                                           Женя Воскобойникова (бывшая модель, попала в аварию –

перелом позвоночника с разрывом спинного мозга)

 

Мир людей с «ограниченными возможностями» существует. Рядом с каждым из нас может оказаться человек с «иными возможностями» и нам решать, как быть? Как нам вести себя в мире таких людей? Это не их, это наша проблема, здорового большинства. И представленные в списке книги о «них», скорее не для « них», а для нас. Главные герои этих книг – те самые «особые» дети. Они ежедневно сталкиваются с проблемами, которые неизвестны большинству их сверстников, и именно поэтому гораздо острее нуждаются в понимании, внимании и любви окружающих.

                       6 +                                Маленьким.

Андерсен, Х.-К. Стойкий оловянный солдатик / Х.-К. Андерсен; пер. с дат.; худож. В. Пивоваров // Сказки и истории / Х.-К. Андерсен. – М., 1980. – С. 86 – 90.

Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой: его отливали последним, и олова немножко не хватило. Но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух. Одноногий солдатик, как раз, и оказался самым замечательным из всех. А его недостаток с лихвой компенсируется храбрым и любящим сердцем.

Вестли, А. К. Каос и Бьёрнар. Олауг и Пончик: повести / А. К. Вестли; пер. с норв. Л. Горлиной; рис. Ю. Вестли. – М.: Дет. лит., 1988. – 239 с.: ил. – (Библиотечная серия).

У маленького Каоса есть друг Бьёрнар, который с детства прикован к инвалидной коляске: врожденное ущемление спинного мозга. Но это обстоятельство нисколько не влияет на отношения ребят. С помощью их неуемной фантазии инвалидная коляска Бьёрнара превращается то в автомобиль или автобус, то в пароход или подводную лодку, а то и вовсе в космический корабль. И начинаются увлекательные путешествия. Со временем к их компании присоединяются маленький Пончик и подружка Олауг.

 

Габбе, Т. Г. Город мастеров, или Сказка о двух горбунах / Т. Г. Габбе // Сказки / Т. Габбе, Е. Шварц; худож. В. Фомина. – М., 2008. – С. 9 – 120: ил.

Это одна из наиболее известных детских пьес Тамары Габбе о добре и зле: о двух горбунах – добром и злом. Книга была написана в годы Великой Отечественной Войны, в блокадном Ленинграде.

Катаев, В. П. Цветик-семицветик: сказки / В. П. Катаев; худож. О. Рытман. – М.: ОНИКС, 2006. – 60 с.: ил.

Что за чудеса совершились в сказке о цветике-семицветике, и какое из всех чудес принесло самую большую радость обладательнице цветка – вы узнаете из этой книжки.

Мамин-Сибиряк, Д. Н. Серая Шейка / Д. Н. Мамин-Сибиряк; худож. Н. Хараш. – М.: Сов. Россия, 1976. – 25 с.: ил

Серой Шейкой мама Утка и папа Селезень называли свою калеку-дочь, "…у которой было переломлено крыло ещё весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утёнка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утёнка; но одно крылышко оказалось сломанным”.

            10 +                         Тем, кто уже подрос.

Бажов, П. П. Хрупкая веточка: сказы / П. П. Бажов; рис. О. Горовина. – 2-е изд. – М.: Дет. лит., 1984. – 112 с.: ил.; портр.

"У Данилы с Катей, – это которая своего жениха у Хозяйки горы вызволила, ребятишек многонько народилось. Восемь, слышь-ко, человек, и все парнишечки… Ребятки здоровеньки росли. Только одному не посчастливилось. То ли с крылечка, то ли еще откуда свалился и себя повредил: горбик у него расти стал. Баушки правили, понятно, да толку не вышло. Так горбатенькому и пришлось на белом свете маяться. Другие ребятишки, – я так замечал, – злые выходят при таком-то случае, а этот ничего – веселенький рос и на выдумки мастер”.

Теперь уже сыну Данилы-мастера предстоит выдержать испытание Хозяйки Медной горы…

Байерс, Б. Лебединое лето / Б. Байерс.; пер. с англ. А. Дубининой; худож. А. Власова. – М.: Центр "Нарния”, 2007. – 166 с.: ил. – (Тропа Пилигрима).

Главной героине книги Саре Годфри 14 лет и она переживает непростой период взросления. Жизнь, и правда, не мила, если у тебя умерла мама, папа живет далеко, а младший брат Чарли отстает в развитии. Однажды Чарли пошел разыскивать лебедей, которые ему очень нравились, и заблудился в лесу. Поиски мальчика перевернули внутренний мир Сары.

 

Бернетт, Ф. Таинственный сад: роман / Ф. Бернет; пер. с англ. А. Ланиной // Собр. соч: в 4-х т. Т. 2 / Ф. Бернетт. – СПб., 1993. – С. 5 – 318.

Десятилетняя англичанка Мэри Леннокс выросла в Индии. Родители Мэри скоропостижно умирают и девочку отправляют в Англию к ее дяде – лорду Крейвен. Тоскуя от одиночества, Мэри начинает исследовать огромный особняк дяди… И узнает страшную тайну семьи Крейвен: жена лорда Крейвен умерла при родах, но ее ребенок – мальчик по имени Колин, живет в одной из комнат особняка. Он тяжело болен, не может ходить и никогда не выходит за пределы своей комнаты.

Дрейпер, Шэрон. Привет, давай поговорим / Ш. Дрейпер; пер. с англ. О. Москаленко. – М.: Розовый жираф, 2012. – 288 с.

У Мелоди фотографическая память. Она помнит все, что видела и слышала за 11 лет своей жизни, а слова и звуки имеют для нее вкус и цвет. Она умнее всех в школе, только никто об этом не догадывается. Учителя думают, что девочка не поддается обучению, и из урока в урок повторяют с ней первые буквы алфавита. Казалось бы, куда проще – объяснить окружающим, сколько всего ты знаешь, что любишь, чего хочешь. Но попробуй объясни. Если тело совсем тебя не слушается и простая человеческая речь кажется недоступной роскошью…

Думбадзе, Нодар. Я вижу солнце: повесть / Н. Думбадзе; пер. с груз. Ахвледиани; рис. Г. Акулова. – М.: Дет. лит., 1983. – 159 с.: ил. – (Библиотечная сер.)

Романтическая повесть "Я вижу солнце" посвящена грузинской деревне в годы Великой Отечественной войны, людям смелым и сильным, деревенским подросткам, поэзии первой любви. Главные герои – слепая от рождения девочка Хатия и ее единственный друг, сирота Сосойя, который живет у своей тетки, всеми уважаемой учительницы Кето.

Ермолаев, Ю. И. Дом отважных трусишек: повесть / Ю. И. Ермолаев; худож. Н. Афанасьева. – М.: Дет. лит., 1990. – 126 с.: ил.

Дом отважных трусишек – так называет главный врач детское отделение больницы. А прототипом главного врача послужил знаменитый доктор Гавриил Абрамович Илизаров, который точно сказочный волшебник, возвращает к жизни, казалось бы, неизлечимо больных людей, делает их здоровыми и счастливыми. Повесть рассказывает о мужестве маленьких пациентов, о самоотверженности врачей, о том, как вместе врачи и дети побеждают болезни.

Крапивин, В. П. Самолет по имени Сережа. – Режим доступа: www.rusf.ru/vk/

Роме Смородкину 11 лет. Половину жизни он провел в инвалидном кресле – в раннем детстве мальчик упал спиной на железный прут. Мама считает, что Роме лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия. Но сам Рома другого мнения:

"Мне казалось, что интернат похож на больницы, в которых я лежал много раз и подолгу. И которые мне тошно вспоминать… Короче говоря, казенный дом. И не единого уголка, где можно остаться одному. Я же там зачахну от тоски! Мне надо, чтобы вокруг были родные стены, которые я люблю до последней трещинки. Чтобы рядом все было привычное, мое. Мой стеллаж с книгами, мой телевизор, мой булькающий и ворчливый кран на кухне, мой пылесос, с которым я управляюсь не хуже мамы. Мой балкон и мой двор за окнами. И чтобы мама была рядом каждый день…По-моему, такие ребята всегда должны быть с обыкновенными мальчишками и девчонками. И среди них стараться себя чувствовать равными”.

Рома всей душой стремится к чуду, которое смогло бы разорвать суровую реальность. И у него появляется друг, умеющий превращаться в самолет…

Кулидж, С. Дворец принцессы Кейти: все истории о принцессе Кейти / С. Кулидж; пер. с англ. М. Батищевой. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 830 с.

Сьюзан Кулидж – псевдоним известной американской писательницы Сары Чонси Булей (1835-1905). Ее первые книги и рассказы для детей увидели свет в 1871 – 1872 гг. Особенное внимание читателей привлекла повесть "Что Кейти делала”. Это очаровательная, смешная и трогательная история девочки, недугом прикованной к инвалидному креслу. За четыре долгих года Кейти научилась не только принимать свою болезнь, но и терпению, сдержанности, пониманию и любви.

В последующие годы, откликнувшись на многочисленные просьбы читателей, Кулидж написала продолжение – повести "Что Кейти делала в школе” и "Что Кейти делала потом”. Все эти повести и включены в книгу "Дворец принцессы Кейти”.

Маршалл, Алан. Я умею прыгать через лужи: повесть / А. Маршалл; пер. с англ. С. Кругерской, Вл. Рубина; рис. А. Иткина. – М.: Дет. лит., 1986. – 270 с.: ил.

Это автобиографическая повесть. Главный герой Алан – сын смелого объездчика диких лошадей. С раннего возраста Алан мечтает стать таким же, как отец, но с ним случается несчастье: после тяжелой болезни его ноги перестают служить ему, и последние годы его детства и возмужания посвящены борьбе с этим недугом.

Мурашова, Е. В. Класс коррекции: повесть / Екатерина Мурашова. – М. : Самокат, 2007. – 192 с. – (Встречное движение).

7-й «Е» класс — класс коррекции. Здесь учатся дети «с диагнозами». И диагнозы у них — ой-ой-ой. Как и биографии. 7-й «Е» класс для школы — бельмо на глазу, гвоздь в башмаке. Пройдет учебный год — и он будет расформирован. Администрация школы ждет не дождется этого часа. В этот переломный момент в класс приходит новый ученик. Точнее, не приходит, а въезжает на инвалидном кресле. И у «ешек» начинается новая жизнь со всяческими приключениями. В частности, дети попадают в некий «другой мир», где они здоровы и любимы, отважны и предприимчивы.

Сегюр, де С. Маленький горбун / Софи де Сегюр; пер. с фр. Е. М. Чистяковой-Вэр; худож. Э. Баяр. – М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. – 216 с.: ил. – (Книги на все времена).

Автор повести – французская писательница 19 в. Софья де Сегюр (урожденная Ростопчина), чьи книги для детей до сих пор очень популярны в Европе.

В повести рассказывается о дружбе двух детей Христины и Франсуа. Горбун Франсуа – единственный сын самого богатого человека в округе. Христина – оставленная со злой нянькой дочь взбалмошных родителей, которых больше интересуют балы и развлечения, чем судьба собственного ребенка.

Эльф, Рина. Синий дождь / Р. Эльф // Заветная мечта ’07. Избранное. – М., 2008. – С. 131 – 176: ил.

Маленькая Саша живет вдвоем с мамой. Не учится, все время проводит дома. У нее случилась беда: пропал голос в 3 года, потому что она увидела, как трактор переехал собаку, перебегавшую дорогу.

            12 +               Литература для старшеклассников.

Алексин, А. Г. Раздел имущества: [повесть] / А. Г. Алексин // Собр. соч.: в 3-х т. Т. 2. / А. Г. Алексин. – М., 1980. – С. 5 – 40.

"А у меня была родовая травма. Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. И в моей еще ни о чем не успевшей поразмышлять голове произошло кровоизлияние, но, как сказал, утешая маму, один из лечивших меня врачей, "ограниченного характера”. Характер был "ограниченный”, а ненормальность охватила весь мой организм и стала всеобщей… Но история моей болезни вошла в историю: не потому, что я заболела, а потому, что в конце концов вылечилась”.

Заслуга в том, что героиня книги Вера выздоровела, полностью принадлежит ее бабушке. Бабушка, практически, заменила Вере родителей, что вызвало ревность с их стороны. Бабушку Анисию и Веру разлучают…

Короленко, В. Г. Слепой музыкант: этюд / В. Г. Короленко // Повести. Рассказы. Очерки / В. Г. Короленко. – М., 1971. – С. 145 – 261.

Петя родился в богатой семье помещика. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но ее брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли "глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий”. И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пете, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести: Петя, уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.

Крюкова, Т. Ш. Костя + Ника = / Т. Крюкова; худож. С. Иващук. – М.: АСТ; Астрель, 2004. – 222 с.: ил. – (Любимые книги для девочек).

Это история о человеческих взаимоотношениях: благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии и, конечно, любви. О любви, способной, казалось бы безнадежно больного человека поставить на ноги.

В одном из интервью автор книги сказала: " Когда я начинала эту книгу, мне и в голову не могло прийти, какой пласт я копну. Я думала, что напишу приключенческую книгу… но Костя и Ника оказались более сильными личностями и настояли на своем сюжете”.

Поняв, что замысел романа требует специальных знаний, Тамара обратилась за помощью к Валентину Дикулю, который, несмотря на занятость, нашел время не только для консультации, необходимой писателю, но и подсказал, каким образом чудо сделать реальностью. Таким образом, получилась книга, дающая надежду, которую с большим интересом обсуждают в школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

 Лиханов, А. А. Солнечное затмение / А. А. Лиханов // Повести / А. А. Лиханов; рис. В. Высоцкого. – М., 1982. – С. 311 – 3976: ил.

"Все беды – это солнечные затмения, – сказала главная героиня повести Лена, – а жизнь – само солнце”.

Эта повесть о первой любви – светлая и грустная. Мальчишка влюбился в девочку, сидящую у окна в соседнем доме. Влюбился, не зная, что девочка – калека. И Лена, умная девочка с сильным характером, сказала Федору: "Рано или поздно все кончится.” А Федор ей ответил: "Знаю. Но ведь нельзя. Понимаешь, я согласен, так, наверное, и бывает, когда люди становятся взрослыми. Но мы же не взрослые. Мы не должны, пока мы не взрослые…”.

 

 

Полянская, Ирина Николаевна. Восковая даль: [рассказ] / И. Н. Полянская // Читающая вода: роман, рассказы / И. Н. Полянская. – М., 2011. – С. 339 – 347.

В рассказе возникает тема неприятия семьей ребенка, родившегося неполноценным, тема отказа от него. Отец говорит о своем сыне, что «первый блин комом», а мать, боясь потерять мужа, принимает решение поместить своего ребенка-инвалида «в привилегированное заведение, где ему будет хорошо, насколько это возможно в его положении». Только бабушка, еще недавно равнодушно относившаяся к тем трудностям, с которыми сталкиваются родители, имеющие больного ребенка, жалеет своего внука и оформляет над ним опекунство.

Полянская, Ирина Николаевна. Путь стрелы: [рассказ] / И. Н. Полянская // Читающая вода: роман, рассказы / И. Н. Полянская. – М., 2011. – С. 272 – 283.

Главный герой рассказа Слава – сын известного ученого, правозащитника, который бросил жену, когда узнал, что его сын родился дурачком. Мать постоянно приглашает журналистов, которым рассказывает историю своей несложившейся судьбы, чтобы отомстить бывшему мужу, навредить ему. Но автора не интересуют перипетии «взрослой» жизни, основное внимание обращено именно на мальчика. Писательница пытается понять, каков внутренний мир таких детей, что руководит их поступками, реакциями.

«…глаза Славы, как сердцевина цветов, не выражали ничего, кроме доверия, кротости и небесной мудрости; взгляд его, как взор волшебника, делал мир простым, каковым он, в сущности, и был, сводя толпы мыслей и сонмы страстей в одно целое, которое называется – жизнь».

***

Амлинский, В. И. Жизнь Эрнста Шаталова: роман. - М. : Детская литература, 1978. - 334 с.

Жизнь главного героя - инвалида на костылях мрачна, мучительна, тягостна. Положение усугубляют сложные отношения с соседями по коммунальной квартире. Но и такая жизнь не лишена радостей:

"Я мыслю – значит, я существую. Да, мыслю, читаю, думаю, смотрю на людей, слушаю их или просто лежу, полузакрыв глаза, и тысячи сложнейших ощущений и ассоциаций трогают меня. Значит, я живой, значит, у меня есть мой собственный мир, исковерканный, но не лишенный смысла”

"Бедные здоровые люди, они не понимают, что весь покой и здоровье их условны, что одно мгновение, одна беда – и все перевернулось, и они сами уже вынуждены ждать помощи и просить о сострадании”.

Полевой, Б. Н. Повесть о настоящем человеке / Б. Н. Полевой; худож. В. Щеглов – М.: Дет. лит., 2010. – 379 с.: ил. – (Школьная библиотека).

Легендарная книга о летчике – герое Великой Отечественной войны. В результате тяжелого ранения Алексей Мересьев лишился обеих ног, но ценой героических усилий вернулся в строй и продолжал летать.

Многим людям эта книга помогла в трудную минуту. В послевоенные годы она возвращала к жизни отчаявшихся, влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом и учителем.

И сейчас, каждый день кто-то впервые открывает страницы книги, чтобы прочесть о необыкновенной силе воли, мужестве и жизнелюбии.

Титов, В. А. Всем смертям назло…: повесть / В. А.  Титов; худож. Ю. Ф. Алексеева. – М.: Сов. Россия, 1983. – 125 с., портр. – (Школьная библиотека).

Спасая жизни своих друзей шахтеров во время аварии на одной из донбасских шахт, главный герой книги Сергей Петров получает множественные ранения и становится инвалидом: ампутированы обе руки. Выйдя из больницы, этот упрямый, целеустремленный, волевой человек начинает борьбу за выход в большую и деятельную жизнь.

Книга автобиографична. Она поражает своей искренностью. Ею зачитывались в 70-годы. Она не потеряла своей притягательности и для современного читателя.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Создать бесплатный сайт с uCoz